Сияющий мираж vaporwave

30609
0

Когда Леонид Парфенов доберется до 2012, то он обязан будет упомянуть про vaporwave — капиталистически-утопичное музыкальноe течениe, навеянноe ностальгией по временам расцвета культуры супермаркетов и появления первых персональных компьютеров.


Виртуальная плаза — бесконечный источник вдохновения vaporwave-продюсеров


В мире тотального консьюмеризма и вездесущей рекламы, когда любой андеграундный жанр пожирается медиа-клоаками и после переваривания приобретает универсальный поп-архетип, ностальгия и воспоминания приобретают особый смысл как источник проверенной, доверительной эйфории. Домашний эскапизм, релакс и забытье — вот священная троица современного жителя мегаполиса, проводящего свои дни в бесчисленных цифровых войнах и информационных овердозах и жаждущего нырнуть в свою персональную отдушину под упоительный и безликий саундтрек действительности.

Проявление несколько лет назад зыбкого феномена хонтологии спровоцировало в современной поп-культуре появление около десятка тождественных жанров, будь то чиллвэйв, psychedelic drag или hypnagogic pop. Началось ли это с мутных CD-R нью-эйдж плейбоя Джеймса Ферраро, многочисленных тропических сёрф-нойзеров или британских ретро-футуристов из The Advisory Circle — не так уж и важно...

После несложных метаморфоз в мире 21 века зазвучала музыка сублимации и мистики повседневности — vaporwave.



Джеймс Ферраро на пару с Даниэлем Лопатиным сформировали стилистическую основу vaporwave: всеобщее торжество виртуальности и безоблачное цифровое будущее

В отличие от своих мечтательных предшественников, черпающих вдохновение в забытом и потертом музыкальном хламе 70-х и 80-х годов, vaporwave родом из недалёких 90-х. Если характерные признаки чиллвэйва — это шипящий лоуфай-саунд и неуловимое ощущение забытых воспоминаний, то vaporwave звучит кристально и соблазнительно. Где гипнагогический поп растягивается на трансоподобные радиомантры, vaporwave cостоит из коротких и явных эскизов. Но, что характерно, грань различия между ними размыта — это разные взгляды на одну эстетику.

В 2010 году, небезывестный Дэн Лопатин насобирал огромную кучу звуков состоящую из семплированных джинглов рекламы видеомагнитофонов, обрывков софт-рока, записей дешевой поп-музыки. Склеив и перекрутив её, он под ником Сhuck Person выпустил психоделический микстейп под названием Chuck Person's Eccojams Vol.1. Эта забавная кассета, впитавшая в себя экстрагированную суть коммерческой музыки, этот screwed'n'shopped sega-gaze обозначил дальнейшие ориентиры для всего субжанра.

VHS-свидетельства потребительского благоденствия, технологии как цивилизационный фетиш


Vaporwave — это айпэд-арэнби позднего Джеймса Ферраро, зацикленные фрагменты из порносаундтреков, коммерческие звуки большого города: короткие мелодические секвенции из рекламы или компьютерных заставок склеиваются эластичным миди-басом, обволакиваются нехитрыми вокальными семплами и синтетическими трансоподобными линиями, образуя универсальную рекреационную музыку повседневности.

Футуристичный лаунж, компьютерный соул-фанк, безликое урбанистичное фитнес-диско — бесконечный саундтрек хрустальных небоскребов, цифровые грезы супермаркетов, радужная эмульсия аниме-эмбиента и неоновые инструменталы ночного такси...



Эскапистские круизы по слоеным пирогам виртуальных плаз в качестве SPA-процедур

В последнее время всемирная сеть щедро выдает многочисленные газовые пузыри с тегами «vaporwave», воскрешая корпоративные VHS-симфонии и другие обрывки символов глобального капитализма. Обильное использования японских иероглифов, помимо прочего, иллюстрирует почтение vaporwave-продюсеров урбанистичному космизму страны Восходящего Солнца.

Профильный лэйбл жанра — американский Beer On The Rug с 2011 года задает моду на современный компьютерный gaze и серийный коммерческий синт-лоуфай, реализуя материал таких артистов, как телевизионный sci-fi lounge Midnight Television, призматический soft-funk Macintosh Plus или виртуальный future radio-jazz 情報デスクVIRTUAL — энвайронментальные этюды дыхания мегаполисов, цифровые саундскейпы телевизионных экранов и упругие мантры потребительской эйфории.

Vaporwave c его полароидным запечатлением реальности кажется простым и одномерным, но в этом и скрывается его гипнотизирующая притягательность — звуки, давно закрепленные в общественном подсознании, обретают гармонию и приносят радость. Визуальные ряды vaporwave-клипов пестрят кадрами из детства, нежным пурпуром сериалов и научно-фантастических фильмов — то, что дарило нам волнующее возбуждение много лет назад, забытая мечтательная энергия, искрящаяся эйфория первых покупок и первые визиты в мир огромных ярких супермаркетов снова проникают в наши уставшие нейроны, наполняя их жидким волшебством и надеждами об общем космическом мире. Эта музыка грядущих VIP-утопий, музыка виртуальных интернет-плаз, музыка — как сжиженный потребительский экстаз.

Текст: Антон Шмаргович

Теги:

Фидбэк