Шым: «В Бруклине появились нелегальные ульи»

16524
18

Гуляет молва, что барабанщику группы «Каста» Шыму впору примерять нашейный платок главы минсельхоза Елены Скрынник — так он полюбил присесть на ухо по теме «органики», «нитратов», «компоста» и всего такого. Guerrilla решила выяснить, как рэпер, у которого рифмы слетают с языка как пэнкейки с тефлоновой сковородки, дошёл до такой жизни и зачем завёл грэссрутсовый блог про огороды, семена и пермакультуру (первая буква «П» — Пётр. — Прим. Guerrilla). Пробив его МТС'овский номер через ликнутую базу абонентов на CD-R, мы законфермили русского RZA на интервью in persona. Походкой заключенного на прогулке и с бутыльком сиропа от кашля в кармане блейзера блоггер Guerrilla отправился на стрелку с Шымом в джентрифицированном районе Ростова-на-Дону.






Приземляюсь на газон, чувствую нарастающую вибрацию в районе правого кармана, стягиваю с головы beats by dr. dre с Tha Carter IV. Беру с неопределившегося. «А я у тебя за спиной», — произносит решивший сыграть в Джейсона Борна Шым.

О, привет, Шым!
Привет!

Первый вопрос: как известный мастер читки стал пермакультуристом (пермакультура — замкнутая экосистема, построенная на взаимосвязи всех её составляющих. — Прим. Guerrilla)?
Ну, наверно, немаловажным фактором в выборе такого увлечения стало то, что я очень много времени провёл, сидя у окна самолёта, поезда, автобуса, автомобиля, разъезжая по нашей непомерно огромной стране и наблюдая ту картину, которую оставила за собой традиционная система хозяйствования — промышленное сельское хозяйство. Меня волновать эти пейзажи начали, может, ещё до того, как я стал заниматься музыкой. И просто в один момент, когда я познакомился с пермакультурой, я понял, что за ней будущее и мне хотелось бы принять участие в этом движении. Я убеждён, что Россию и мир ждёт экологическая революция, а пермакультура — это то, как будет называться сельское хозяйство будущего. Это смычка, это соединение сельского хозяйства и образа жизни вообще. То есть сосуществование, или жизнь человека в естественных реалиях. Потому что сейчас человек по-детски избегает ответа на конкретные вопросы, но людей так много становится на планете, что такое беспечное отношение уже опасно. Уже много работы предстоит, чтобы систему сбалансировать обратно. А если ещё лет 50 ждать…

То может быть уже поздно?
Да. Ничего не получится сбалансировать, время будет упущено.

Ок. А какие глобальные проблемы человечества можно решить с помощью пермакультуры?
Ну, наверно, стоит, начинать с того, что сейчас все, кто задумался о здоровом питании и вообще о том, какую пищу человек употребляет, сталкиваются с тем, что проблема экологичной пищи, она существует. Вот и ответ — пермакультура даёт экологически безупречный урожай. При этом не требуется больших затрат труда, таких, как в традиционном земледелии и огородничестве. Затрат гораздо меньше, а экологическое качество гораздо выше, потому что традиционные технологии подразумевают компостирование — навоз, который вносится в конце сезона и служит источником минеральных и органических веществ для растений на следующий год, но одновременно даёт огромное количество нитратов. Огородная пища кажется сейчас всем заветной мечтой и целью. Вот известная LavkaLavka делает ставку на бабушек, на огороды, но стоит купить прибор, которым меряют нитраты…

Зашкалит?
Точно. Как минимум это опасная пища. Сейчас все находятся в убеждении: о’кей, мы не будем есть промышленную продукцию, будем есть фермерскую еду. Но она тоже полна нитратов, потому что там используют компост, а это извращение природных технологий, только люди ещё об этом не знают. Такие дела.

Давай вернёмся к твоему опыту. Увлечение увлечением, а курсы по созданию пермакультурных систем — это уже другой уровень, практический. Как ты решился на это? Сколько курсы длились?
Я вот их закончил как раз несколько дней назад, вернулся с последней сессии обучения.
Это был годичный курс, то есть в общей сложности он длился год, а фактически два лета. Всё получилось так. Я с детства увлечён аквариумами, это такое тихое, безобидное увлечение — люблю придумывать аквариумы, делать аквариумы, но не люблю за ними ухаживать. Поэтому моё направление — неприхотливые аквариумы, которые требуют какого-то минимального ухода. И однажды я нашёл в интернете ролики, которые назывались «Аквакультура», там рассказывалось, что в Австрии есть фермер, Зепп Хольцер (австрийский учёный, один из проповедников применения пермакультурных ландшафтов. — Прим. ред.), который на горе построил систему из прудов (на тот момент их было 30, а сейчас больше 60). Эта система полна жизни: раки и все ниши рыб — донные, травоядные, хищные, мелкие, большие, и при этом она стабильна, не требует никакой корректировки, внесения пищи, то есть она сама себя обеспечивает. В общем, это было что-то новое для меня, интересное. А потом случайным образом через некоторое время — мы жили в Москве как раз — я набрал в поисковике что-то типа «пермакультура Москва» и увидел, что вот этот самый человек, построивший ту систему водоёмов, набирает учеников. Я безмерно обрадовался и записался на курсы. Ну и отучился. Если вот так спросить «зачем?», у меня нет прямо такой конкретной цели. Но получается, что знания, которые я получил, хорошо укладываются в мою картину мира: я могу предположить, что через какое-то время у нас будет земля, мы будем жить на земле, питаться с этой земли, кормить друзей и родственников в городе.

О чем был твой дипломный проект?
Я придумал архитектурный проект огорода будущего. Есть в Подмосковье участок моих друзей, и вот входные данные — это данные этого участка. А та пермакультура, хольцерова пермакультура, которая возможна на участке, и есть мой проект. Он готов, и если у ребят появятся деньги, то мы его сделаем. Хольцерова пермакультура в отличие от других школ подразумевает значительные преобразования ландшафта для обеспечения растений и животных влагой, водой естественным образом. То есть вода накапливается не в резервуарах каких-то, а в водоёмах, которые сделаны по аналогии с естественными живыми, — при их постройке отсутствуют стройматериалы, нет гидроизоляции. Это позволяет напитывать почву влагой, и растения чувствуют себя хорошо, ну и животные тоже, если они есть.



Пермакультурный проект Шыма


Ты ведь ещё вегетарианец и занимаешься цигуном.
Это так.

Это всё связано?
Ну, да, наверное. Цигун — это китайская физкультура. В один момент мне захотелось какой-то умной физической практики. Я думал о йоге, каком-то традиционном спорте… И тут мне посоветовали обратить внимание на тайцзицюань и вообще на китайские телесные практики — они на самом деле и телесные, и духовные. Я для себя открыл очень интересный пласт человеческой культуры — это китайское традиционное понимание человека, его физиологии, его пути. Это классная штука, я рад, что китайцы есть (смеётся), я рад, что они такие молодцы, и я рекомендую всем, кто ищет, обратить внимание на Китай, на их картину мира. Я имею в виду даосизм и тайцзицюань. Ну и китайскую кухню, конечно!

Какова твоя миссия на Земле?
Не знаю, наверное, миссия в том, чтобы быть. Миссия в том, чтобы делать. Ну, у меня нет какой-то сверхзадачи. Сельхозреволюция? О’кей, мне нравится эта идея, я хочу, чтобы была экологическая или сельскохозяйственная революция. То, что в моих силах, я сделаю, но не собираюсь её возглавлять. Есть направления, которые мне интересны, и в созвучии с ними я существую и действую.

Отлично! Шым, а можешь зачитать фристайл о единстве всех людей на планете?
О, я не мастер фристайла. Могу только послание.

Хорошо, давай тогда месседж.
Я выступлю проводником между двумя культурами — тутошней и тамошней, западной. Я просто мониторю, что происходит в Штатах, в Европе, там есть такое движение, оно близко пермакультуре — называется urban garden. Городское садоводство и огородничество. А также пчеловодство.

Пчеловодство? Based!
Да, говорят, что в Бруклине появились нелегальные ульи. Так вот, у них слоган — «Self-providers of the world, unite!». Самообеспеченцы мира — объединяйтесь. Нам так повезло, что в России столько земли и столько воды, просто люди ещё не поняли этого. Нам нужно сделать движение, чтобы был пример для остальных. Это же здорово — жить на земле, не в городе, в контакте с растениями, животными, чтобы рядом были друзья, быть самостоятельно обеспеченным едой. Просто люди заблуждаются, что собраться в таком маленьком месте, в тесноте, в городе, — это круто. Достаточно посмотреть на городских стариков, чтобы стало понятно, что так не должно быть. Мы должны жить семьями, дружить семьями, не должно быть брошенных или лишних детей, лишних стариков. Но в рамках города это очень трудно сделать. Я верю в то, что соберутся люди, и все двинут за город осваивать пространство!

Респект!
Пока!

P.S. Через несколько дней после публикации тока мы получили следующий фидбэк от Шыма: «Все отлично, разве что я не барабанщик в касте (это в том гребаном клипе мы так вырядились) я МС (чтец, рэпер) один из четырех».



Свэгираут:
Пермакультурный блог Шыма
Твиттер Шыма
Авторская программа Шыма «Привет, земляне!»

Фидбэк